Расскажите немного о себе, о начале Вашей профессиональной деятельности.
Меня зовут Сергей Сурин, мне 36 лет. Я закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных и начал снимать в 25 лет.
Какие первые работы Вы снимали?
Первая моя крупная работа — сотрудничество с автодилером Land Rover в Лондоне в 2014 году, это был корпоративный ролик. В последствии, руководство продлило со мной работу и я отснял для них корпоративные ролики внутри кампании. Этот проект дал мне мощный старт в карьере.
Как Вы считаете, профильное образование важно для оператора?
Профильное образование прежде всего дает возможность погрузиться в концентрированный опыт своих наставников, так как есть возможность черпать знания из реального опыта и не нужно тратить большое количество времени на “поиск” своих ошибок. Также, профильное образование помогает обрести необходимую социальную базу. Но, при этом есть путь, он более длинный и трудный и он заключается в самостоятельном поиске знаний и наработке навыков. Мой путь был самостоятельный.
Каким был Ваш самый яркий и запоминающийся случай в работе?
Однажды, мы снимали проект в Макао для офиса по туризму. Проект для русских на тему: “Как замечательно провести время в Макао”. С нами был известный комик в качестве главного героя.
Удивительным и запоминающимся было то, что местные люди постоянно нас снимали, видимо им было непривычно видеть людей европейской внешности. На улице мы превращались в героев, с нами начинали фотографироваться. Все проекты, которые сопровождаются успехом — яркие, поэтому не могу их все перечислить из соображений конфиденциальности.
Что для Вас является главным в мастерстве оператора?
Отличительным навыком в искусстве работы оператором является умение превратиться в руки того человека, с кем работаешь. Ты должен увидеть и понять, что хочет заказчик и реализовать его задумку, и при этом, необходимо быть максимально незаметным.
И, самое главное, ты должен визуально подчеркнуть сильные стороны любой истории, с которой ты связан, максимально передать её настроение и задумку.
Бывали ли экстремальные условия съемок, в которых Вы работали? В каком самом труднодоступном месте Вы снимали?
Самый экстремальный вид съемки случился во Франции. Мы снимали серию роликов для французского туристического офиса в горном регионе, граничащим со Швейцарией и Италией. Одним из экстримальных аспектов данной работы был тот факт, что заказчик хотел показать в ролике наличие прыжков с парапланом и мы с режиссером решили, что кадр непосредственно самого полета будет очень удачным вариантом! Мне примотали к руке камеру и я полетел. Кадр получился невероятно удачным.
Еще был случай на Камчатке, после съемочного дня мы возвращались к транспорту, чтобы вернутся домой. По дороге мы увидели семью медведей и это очень впечатлило меня.
Какой проект, над которым Вы работали до сих пор, принёс вам больше всего удовольствия?
Это был некоммерческий проект, который я снял в прошлом году; на мой взгляд, сложное перфомативное произведение малой формы, такой короткометражный фильм, только не в классическом варианте. Это была театрализованная постановка под название «Выход», режиссером которого была Анна Молканова.
Фильм о внутреннем одиночестве человека и неспособность окружающих услышать его боль. Я считаю мне повезло, что я принял в этом проекте и смог проработать все концептуальные аспекты по проекту с режиссером, несмотря на все сложности реализации. Каждый раз пересматривая эту картину я нахожу в ней для себя новые смыслы.
Из каких источников берете вдохновение?
С точки зрения вдохновения, прежде всего, это живопись, созданная великими мастерами прошлого, в то время когда их руками и создавались каноны работы со светом и композицией, по которым мы работаем до сих пор, когда в отсутствии знаний о технике исполнения ее приходилось изобретать.
Невозможно не восхищаться филигранной работой со светом и тенью великого Караваджо, драматизмом Каспара Фридриха, или невероятной кинематаграфичностью работ Куинджи — этих художников знает каждый оператор-постановщик. Профессия оператора находится на стыке ремесла и искусства и если мы говорим об искусстве, то оно невозможно без нового, поэтому я с удовольствием смотрю и вдохновляюсь работами молодых операторов, которые полны свободы самовыражения — они мотивируют тебя двигаться вперёд, в чем-то подражая, что-то интерпретируя, но все же, опираясь на свой опыт.
Какой совет можете дать начинающим операторам?
Самым лучшим советом для молодого оператора должен стать совет сохранять свой «голод» и энтузиазм, несмотря ни на что. Делайте ошибки, делайте их вновь и вновь. Только через опыт творческого разочарования можно познать путь к себе.
Кому-то повезёт раньше, кому-то позже — но творчество наполняется силой, когда в нем есть жизнь, а жизнь одинакова полна как как успехами, так и провалами.